Доступная среда
Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)
Специально оборудованные учебные кабинеты
Ключевым ориентиром современной системы образования является создание специальных условий для развития и самореализации каждого ребенка. С 2011 года в РФ стартовала широкомасштабная государственная программа "Доступная среда", цель которой – создание безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель программы:
- - формирование условий беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
- - совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы
Задачи программы:
- - оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
- - повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
- - устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами;
- - модернизация государственной системы медико-социальной экспертизы;
- - обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам
-
Инклюзивное образование - это обучение в совместной образовательной среде детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей, не имеющих таких ограничений, посредством обеспечения детям с ограниченными возможностями здоровья условий обучения и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих таковых ограничений.
Цель инклюзивного образования ДОУ: Создание в ДОУ безбарьерной среды, позволяющей детям с ограниченными возможностями здоровья получить современное дошкольное образование, направленное на полноценную интеграцию воспитанников с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников.
Задачи инклюзивного образования:
1.Создать условия для совместного образования детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающимися сверстниками в пределах одной группы по разным образовательным маршрутам.
2.Обеспечить подготовку педагогов, готовых работать с детьми с различными особенностями в развитии, обладающих знаниями в области коррекционной и специальной педагогики, владеющих технологиями, методиками и приемами работы с детьми с ОВЗ.
3.Способствовать формированию у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам детей с особыми образовательными потребностями.
Программа «Доступная среда» обеспечивает
- создание в общеобразовательном учреждении специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
- социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении;
- реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что будет способствовать их полноценному участию в жизни общества.
Ожидаемые результаты:
1. Позитивный эффект для уровня качества образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ, повышение качества их образования, успешная социализация в обществе.
2. Обновление качества образования за счет работы над индивидуальными проектами, участием в конкурсах, выставках, викторинах различного уровня.
3. Реабилитация и сохранение физического и психического здоровья воспитанников.
Одной из основных функций ФГОС дошкольного образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития.
В настоящее время в системе образования особое внимание уделяется созданию условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Программа «Доступная среда» обеспечивает
- выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;
- осуществляет индивидуально ориентированную медико-социальную и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ;
- даёт возможность освоить детям с ОВЗ образовательную программу ДОУ;
- обеспечивает интеграцию детей с ОВЗ в образовательном учреждении.
Объекты для проведения практических занятий
Объекты для проведения практических занятий с инвалидами и лицами с ОВЗ отсутствуют.
Библиотека
В образовательном учреждении отдельной библиотеки не предусмотрено, фонд учебно-методической литературы для реализации образовательной программы дошкольного образования в методическом кабинете и на рабочих местах педагогических работников.
Спортивные объекты
Спортивные объекты для использования инвалидами и лицами с ОВЗ отсутствуют.Средства обучения и воспитания
-печатные (книги, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал, пособия и т.д.);
-аудиовизуальные (слайды, видеофильмы);
-наглядные плоскостные (плакаты, карты, магнитные доски);
-демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды);
-учебные пособия (колбы, стаканчики, лупы, настольно-печатные игры);
-спортивное оборудование (спортивный инвентарь).
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе ДОУ на общих основаниях. Для обеспечения доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в учреждении имеются поручни, пандусы, доступны как группы первого этажа, так и второго(для детей -инвалидов, передвигающихся с помощью инвалидного кресла-коляски). Доступ на второй этаж здания осуществляется с использованием подъёмника. В здании имеется санитарная комната, оборудованная специально для инвалидов.
Входная площадка имеет навес, кнопку вызова при входе. Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и световым табло «Выход», видеонаблюдением. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.
Специальные условия питания
Питание– одно из ключевых факторов определяющих качество и жизнь ребенка, его рост и развитие. В ДОУ питание организовано в соответствии с правилами и нормами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 28 от 28.09.2020г.10-дневное меню разработано на основании «Сборника рецептур блюд и кулинарных изделий для питания детей в дошкольных организациях»/ Под ред. М.П. Могильного, В.А. Тутельяна. «ДеЛи принт», 2012. «Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий»/Под ред. А.И. Здобнов, В.А. Циганенко, 2017 год.
Настоящее меню рассчитано на пятиразовое питание (завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин). Меню разработано с учетом возрастных особенностей детей от 2 до 3 и от 3 до 7лет.
Предусмотрена следующая калорийность каждого приема пищи: завтрак – 20%, второй завтрак – 5%, обед – 35%, полдник – 25%, ужин — 15%. Питание является полноценным, разнообразным по составу продуктов и удовлетворяет физиологические потребности растущего организма в основных пищевых веществах. Ежемесячно проводится анализ питания по натуральным нормам, подсчитывается калорийность.
Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется.
Специальные условия охраны здоровья
Медицинский блок с кабинетом врача и процедурным кабинетом оснащены всем необходимым медицинским оборудованием в соответствии с требованиями СанПиН. Охрана здоровья детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в соответствии с учетом рекомендаций индивидуальной программы реабилитации (абилитации) и заключения территориальной медико-психолого-педагогической комиссии.
В целях создания условий безопасного пребывания воспитанников, учреждение оборудовано системой видеонаблюдения и охранно-пожарной сигнализации.
Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то город или сельская местность – каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности. В целях предупреждения детского травматизма в ДОУ занятия по безопасному поведению ребенка (согласно годовому перспективному планированию) проводят воспитатели. Детям прививаются навыки правильного поведения на улицах и дорогах, с растениями и животными, с незнакомыми людьми, вырабатывается у них психологическая устойчивость поведения в опасных ситуациях. Для обеспечения безопасной жизнедеятельности воспитанников в детском саду с педагогами ежеквартально проводятся инструктажи по охране жизни и здоровья детей, проходят педагогические часы, практикумы, где рассматриваются вопросы безопасности ребенка с выполнением практических заданий, с поиском решения в той или иной ситуации.
Заключен договор с охранным предприятием по охране ДОУ. Территория ДОУ обнесена забором. Имеется уличное освещение. Здание оснащено круглосуточным видеонаблюдением. В целях безопасности детей и сотрудников помещение МБДОУ оснащено противопожарной системой и кнопкой тревожной сигнализации. Заключены договоры на их обслуживание.
Доступ к информационным системам
Количество компьютеров в ДОУ, подключенных к сети «Интернет»- 8. Локальная сеть обеспечена доступом к сети «Интернет»
Разработан и действует сайт МБДОУ № 7 .Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусматривается.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В нашем детском саду имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
— мультимедийная установка в музыкальном зале.
Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.
Электронные образовательные ресурсы
Дети с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. Приспособленные электронные образовательные ресурсы для использования детьми с ОВЗ в ДОУ отсутствуют
Специальные технические средства обучения
В ДОУ имеются следующие специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования: мультимедийные средства: мультимедийные проекторы, интерактивная доска, телевизоры, ноутбук, принтер, сканер;
Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежитие и интернат на балансе ДОУ «Маленькая страна» отсутствуют